МБОУ Досатуйская средняя общеобразовательная школа

Методическое сопровождение деятельности учителей в условиях введения ФГОС

Зодчий строит храмы и дворцы, композитор создает музыкальные произведения, художник - живописные полотна, драматург - шедевры для театра. А руководитель, если он не исполнитель,  а творец, создает методическую систему как произведение управленческого и педагогического мастерства. Хорошая школа всегда имеет своё лицо, своеобразие, которое обеспечивается индивидуальным стилем деятельности руководителей и педагогов, особенностями системы управления, высоким уровнем профессионализма, управленческой, педагогической, методической культуры и многими дру­гими факторами, слагаемыми общешкольной методической систе­мы образовательного учреждения. Разработка такой системы не­возможна без постоянного профессионального развития и самораз­вития руководителей и педагогов.
Поэтому в нашей Досатуйской школе методическая служба решает следующие задачи:

Непрерывность профессионального образования учителей осуществляется через курсы повышения в ЗабКИПКРО, дистанционное обучение и обновление знаний через систему семинарских занятий в школе. Для введения ФГОС ООО согласно плану  комплектования курсов повышения квалификации при ЗабКИПКРО проучились 14учителей, курсы по ФГОС ООО прошли директор и 2 его заместителя.  Кроме ДПК педагоги школы посетили  проблемные курсы по темам: «Реализация требований ФГОС ООО в учебно-методических комплектах по географии», « Современные технологии в работе с одаренными», «Использование ЭОР в обучении в условиях реализации ФГОС», «Технология образования в глобальном информационном сообществе». Учителя участвовали в работе краевых семинаров: «Инновационная деятельность учителя»,  «Реализация идеи ФГОС в УМК  «Математика» образовательной системы «Гармония», «Нормативные, финансово-экономические и организационные механизмы введения ФГОС основного и среднего образования». Дистанционно обучались  6 учителей. (Пед.университет «Первое сентября», Новосибирск). Модульные курсы закончили участники проекта «Школа цифрового века».
Научно-методическое сопровождение деятельности учителей в условиях введения ФГОС обеспечивается через работу годичной команды: теоретические семинары, семинары-практикумы, экспертная деятельность – экспертиза рабочих программ предметников, работающих в 1- 5 классах; взаимопосещение уроков и внеклассных занятий.
            Школьные теоретические семинары способствовали пополнению психолого-педагогических знаний, формированию практических умений: 

 Тематические  педсоветы были направлены на работу по ФГОС:

           Каждый учитель работает по теме самообразования. Самообразование учителя является средством повышения его профессиональной компетентности. Педагоги школы, работающие по теме самообразования на этапе обобщения,  фиксируют результаты работы в портфолио учителя.  Все учителя школы являются участниками всероссийского проекта «Школа цифрового века», т.е. получают электронные методические журналы и газету «Первое сентября». Каждый учитель пополняет методическую  копилку учебно-методических материалов для групповой и индивидуальной работы учащихся; пополнена медиатека для учителя «Современный урок»..
Высокий уровень профессионализма наших педагогов, наличие опыта осуществления инновационных преобразований в учебно-воспитательном процессе позволяет  решить  задачу преемственности и в условиях перехода на ФГОС.  Организация работы по  преемственности между начальным и средним звеном  включает несколько направлений в деятельности учителей: линия УМК по программе «Гармония», создание локальных документов,  диагностика результатов обученности, опирающаяся на исследования психолога в первом, четвертом и пятом классах,  мониторинговые исследования по формированию  УУД, технологии ведения урока, организация внеурочной деятельности,  система оценивания результатов. Деловая игра, проведенная с учителями начальной школы и работающими  в 5 классе, способствовала разрешению проблемных вопросов, возникших в ходе введения ФГОС на основной ступени.            
Мы     используем  такие формы индивидуальной методической работы как анализ проведенной работы каждым учителем в течение четверти и за год, разработка программ совместной деятельности с детскими учреждениями, программ краеведческой деятельности в рамках урочной и внеурочной работы с классом, разработка нового дидактического обеспечения уроков и внеурочной учебно-познавательной работы с компьютерной поддержкой. Раз в 2 года организуем фестивали педагогических идей, открытых уроков.
В этом году 16 апреля в  школе в рамках муниципального ресурсного центра по ФГОС состоялся фестиваль методических идей – 2014 под девизом «В каждом живет учитель-мыслитель, в каждом живет учитель-творец», на который собрались педагоги Приаргунского и Краснокаменского районов. Вниманию гостей была представлена выставка «Методические находки".  Затем все присутствующие были приглашены на уроки и внеклассные занятия. Интегрированное занятие «В гости с Винни-Пухом» было проведено в подготовительной группе Захарченко З.Д. и Будаевой Н.А., воспитателем детского сада «Сказка»,  интегрированный  урок (англ.+информ) во 2 классе по теме «Множество» показали Крупень Ю.В. и  Шестакова Е.Н. , занятие по Забайкаловедению по теме «История консервной банки» - Солодовникова Н.В., об образцах  нравственности  в культуре Отечества вели разговор на занятии по ОРКСЭ под руководством Козловой Л.В., на уроке  ИЗО Сидякина С.П.познакомила второклассников с чудесами света и сами ребята своими руками сотворили чудесные панно, «Калейдоскоп» исследовательских работ представили гостям четвероклассники с Л.П.Банщиковой. В пятом классе Балагурова Н.М.  провела урок литературы по теме «Славный народ собаки!», а Шестакова Е.Н. – информатики по теме «Способы представления информации. Диаграммы». Шестиклассники  учились побеждать страх на уроке-тренинге с О.А.Бугаевой, играли  на биологии  (тема «Растительные сообщества») с Кореневой Н.Н. и проверили свою готовность к занятиям физикой на викторине «Что? Где? Когда?», которую подготовили для них восьмиклассники с О.А.Стрельниковой.  Солодовникова Н.В., эксперт по аттестации, и Банщикова Л.П., руководитель РМО учителей начальных классов, провели семинар, на котором обсудили насущные  вопросы. Заместители директоров школ района были приглашены на семинар по теме «Современные формы методической работы для активизации деятельности педколлектива» Балагуровой Н.М. В работе семинара участвовали работники Комитета образования. Фестиваль закончился концертом для гостей, который организовала  Щеголева В.Ю.. Н.Г.Баранникова, директор школы, подвела итоги и вручила Свидетельства активным участникам.
Активно включились в инновационную деятельность 16 учителей, работающих в 5-6 классах, по внедрению ФГОС нового поколения. Введены электронный журнал и электронные  дневники  учащихся. Внесение проектной деятельности учащихся в образовательный процесс с неизбежностью требует изменений в организации работы всего учебного заведения.
Особое значение для развития УУД в основной школе имеет индивидуальный проект, представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В ходе такой работы подросток — автор проекта — самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану — это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник. С этой целью в этом учебном году проводилась не только научно-практическая конференция «Шаг в науку» (участвовало всего 18 учащихся), но и  мини-конференции по классам: ученики 4-5 классов представили 11 проектов, докладов, исследовательских работ по различным направлениям: «Береза – уникальный лекарь», «Историческое прошлое Забайкалья», «Викинги», «Забайкальские герои России», «Моя семья» (на английском языке) и др.; 21 девятиклассник представили работы по географии Забайкалья, 15 семиклассников защищали работы по литературе, 7 десятиклассников – по технологии. 
               В основе деятельности коллектива лежит идея  развития учащимися собственной жизненной траектории, учителя-предметники, как специалисты в отдельных предметных областях, выступают в роли содержательных консультантов, руководителей учебных проектов, организаторов работы в учебных классах. Они компонуют учебные материалы для индивидуальной и групповой работы, дополнительно опекают «продвинутых» и «отстающих», обеспечивают освоение вариативных компонентов  учебного плана школы. В прошлом году переработана программа «Одаренные дети». Проведен «установочный» педсовет, на котором рассмотрены вопросы по работе с учащимися, имеющими высокий интеллектуальный потенциал, утверждена программа деятельности коллектива в этом направлении. С родителями детей от года до 17 лет проведено общешкольное собрание «Поддержи огонь одаренности», которое началось с работы секций, где шестью учениками были представлены исследовательские работы, а затем выступили танцоры детского сада «Сказка», чтец конкурса «Живая классика», были награждены умельцы и художники школы, а затем родителям был предложен доклад-размышление об одаренных детях. 
 Сегодня многие школы осознают тот факт, что все-таки основная часть индивидуального обучения педагога происходит в стенах самой школы, на рабочем месте учителя. Для этого и существует методическая служба. На какой же конечный результат должна быть направлена ее деятельность?

Методическая служба должна создать такие условия, в которых учитель мог бы в полной мере реализовать свой потенциал,  и  тогда она выполнит свои задачи и станет произведением управленческого и педагогического мастерства, способствующего введению новых идей