МБОУ Досатуйская средняя общеобразовательная школа

Проект по работе с молодыми учителями на уровне образовательного учреждения «Наша надежда»

seminar

Авторы: Баранникова Н.Г., директор ОУ, 

Балагурова Н.М., ЗДУВР

  

Досатуй - 2013

Школа - это мир, в котором свои обычаи и правила. Приступив к работе, молодой педагог быстро осознает, что знания, полученные им в университете, конечно же, хороши, но только теоретически, а в жизни - все иначе! В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с определенными трудностями.
Неумение точно рассчитать время на уроке, логично выстроить последовательность этапов урока, затруднения при объяснении материала, отсутствие взаимопонимания с коллегами - вот далеко не полный перечень невзгод, подстерегающих учителя-новичка.
Начинающий педагог должен освоиться в новом коллективе, наладить правильные отношения с детьми, уметь грамотно и эмоционально говорить на уроках, стараться заинтересовать детей своим предметом. То есть, коротко говоря, научиться учить. Ему необходимо выработать свой индивидуальный стиль общения с детьми, коллегами и администрацией школы.
Часто молодые учителя испытывают чувство неуверенности в своих действиях, вследствие чего возникают проблемы с дисциплиной. По данным психолога М.В. Зязько, 82% начинающих учителей ставит на первое место именно плохую дисциплину учеников на их уроках. Конечно, уверенность в себе, умение организовать класс и удержать дисциплину постепенно приходят к учителю. Однако молодым специалистам было бы легче начинать свою педагогическую деятельность, если бы старшее поколение преподавателей стремилось передать им свой опыт, а они при этом готовы были бы его принять. К сожалению, во многих школах опытные учителя, методисты и администрация пытаются создать только трудности для начинающего учителя. Но есть и такие школы, где к молодым преподавателям относятся очень трепетно. Продуманные действия администрации школы, психологической службы, хорошо спланированная система наставничества для начинающих учителей помогает быстро влиться в новый коллектив и успешно работать с учениками и их родителями.
В школе важную роль должно играть взаимодействие психологической службы с учителями, родителями и учащимися. Это способствует созданию доброжелательных взаимоотношений в коллективе и достижению наивысших результатов обучения. Сопровождение молодого специалиста в школе - дело всех: начиная от директора школы, заканчивая учителем-коллегой.
Информационная карта проекта.
1. Полное наименование проекта:  Проект по работе с молодыми учителями на уровне образовательного учреждения «Наша надежда»
2. География проекта:  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Досатуйская средняя общеобразовательная школа
674313Забайкальский край, Приаргунский район, п.Досатуй, ул.Юбилейная,1.  
3. Постановка проблемы: современной школе нужен самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации системно-деятельностного подхода на уроках и внеклассных мероприятиях, к осмысленному включению в инновационные процессы, к качественному переходу на ФГОС.  В настоящее время наблюдается тенденция старения педагогических кадров, так как молодые педагоги стараются найти место работы вне школы, а тем более не едут в сельскую местность. Поэтому администрации школы приходится привлекать к работе с учащимися тех молодых специалистов, которые есть на селе, не всегда имеющих педагогическое образование. Практика работы с молодыми учителями показывает, что даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительное время. Анализ работы с молодыми кадрами показывает, что наибольшие сложности у начинающих учителей вызывают вопросы организации урока, дисциплины и порядка на уроке, методическая сторона урока, оформление школьной документации, организация работы с родителями обучающихся, осуществление классного руководства. Проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист в начале своей работы имеет достаточные знания, но недостаточные умения, так как у него еще не сформированы профессионально значимые качества, поэтому является необходимостью оказание постоянной методической помощи учителям-стажерам. Работа с молодыми специалистами является одной из самых важных составляющих методической работы школы,   и это является важной актуальной  проблемой.
Считаем, что в  работе с молодыми специалистами в школе нужно создать школу молодого учителя, где бы специалист, пришедший в коллектив, усвоил азы педагогического мастерства и почувствовал желание работать с детьми, а для этого нужно стимулирование и материальная поддержка молодого педагога. 
4. Цель проекта:  организовать работу для адаптации молодого учителя в коллективе,  оказать методическую помощь в выработке своей
системы преподавания, формировании индивидуального стиля творческой деятельности
5. Задачи проекта:
1. Оказание психологической поддержки молодым специалистам при адаптации в педагогическом коллективе.
2.Повышение уровня методической подготовленности педагогов.
3.Оказание практической помощи учителям – стажерам в преподавании предмета.
4.Обеспечение условий для постоянного освоения современных образовательных технологий.
5.Проведение обмена опытом успешной педагогической деятельности.
6.Оказание помощи в самообразовательной работе молодых специалистов.
7.Создание условий для саморазвития и самореализации.
8. Поощрение молодых специалистов и стимулирование их работы.
6. Нормативная база ШМУ: Устав школы; Должностная инструкция учителя, Инструкция по охране труда учителя,  Положение о Школе молодого педагога, Положение о наставничестве, Положение об организации работы с молодыми учителями;  Проект по работе с молодыми учителями на уровне образовательного учреждения «Наша надежда», Положение об оплате труда.
7. Руководитель школы педагогического мастерства: заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
8. Сроки реализации проекта: 2010-2013 учебный год:
9. Этапы реализации проекта


2010-2011г

методика планирования уроков и внеклассных мероприятий;

2011-2012г.

актуальные вопросы  профессиональной  деятельности учителя;

2012-2013г

подготовительный этап к аттестации учителя

10. Предполагаемое количество участников: молодые учителя школы со стажем до 5 лет – 7 человек, 7 наставников, психолог школы, социальный педагог, администрация школы.
11. Описание деятельности по проекту (этапы реализации): Сюда привлекаются педагоги, имеющие стаж работы от одного года до пяти лет, а также учителя, которые не имеют педагогического образования. Занятия «Школы молодого учителя» проводятся один раз в месяц согласно плану.
 Кроме того, за каждым молодым специалистом закреплен учитель-наставник. Организуется взаимопосещение уроков, после которых обязательно проводится наставником самоанализ урока с целью обучения стажера. Работает с начинающими педагогами психолог.   С учителями, которые работают в школе первый год, обсуждаются вопросы по методике планирования уроков и внеклассных мероприятий.
Организуются консультации по:
оформлению классных журналов;
составлению рабочих программ и тематических планов.
Проводятся практикумы по:
разработке планов воспитательной работы;
поурочному планированию;
проектированию методической структуры урока в зависимости от его типа и вида;
оптимизации выбора методов и средств обучения при организации различных видов урока;
планированию учета знаний.
Молодым учителям выдаются памятки и методические разработки по темам:
1. «Основные требования к личностно- ориентированному уроку».
2. «Деятельность учителя с личностно ориентированной направленностью».
3. «Самоанализ урока».
4. «План психологического анализа урока».
5. «Как подготовить современный урок?».
6. «Как анализировать свой урок?».
7. «Как писать конспект урока?».Карта конструирования урока.
8. «Нестандартные формы проведения урока».
В работе с молодыми учителями используются различные формы: лекции, дискуссии, обмен опытом, практикум, тренинг.
Второй год работы школы посвящен актуальным вопросам профессиональной деятельности учителя, самосовершенствованию педагогов с учетом современного уровня развития психолого-педагогической науки.
Выдаются памятки:
1. Концепция одаренности.
2. Сравнительные параметры традиционной («знаниевой») педагогики и инновационной («развивающей») педагогики.
3. Анкеты для изучения классного коллектива: «Я и мой круг общения», «Интересы и досуг», «Я в школе», тест-опросник: «Мое мнение о классе» и другие.
Молодые учителя участвуют в деятельности творческих групп, годичных команд, педсоветов, становятся активными участниками профессиональных конкурсов, проводимых в школе, приобретают опыт проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий. Теоретические вопросы, которые рассматриваются на занятиях школы, готовят сами молодые специалисты.
В конце года молодые учителя делают самоанализ педагогической деятельности и намечают пути дальнейшего самосовершенствования.
Третий год работы ШМУ посвящается подготовке учителя к аттестации на соответствие занимаемой должности. К работе привлекаются учителя-стажисты, работающие экспертами по аттестации. Основные организационные формы работы школы – практикумы и тренинги. Молодой педагог участвует в мероприятиях и конкурсах разных уровней, делится приобретенным опытом с коллегами. Проводится диагностика профессиональных качеств учителя в процессе педагогической деятельности.


 Направления работы школы

Формы работы:

1. Организация наставничества.
2. Методические семинары.
3. Психологические семинары.
4. Самообразовательная работа.
5. Организация внеклассной работы.
6. Распространение положительного, успешного опыта работы.
7. Стимулирование работы.
8. Диагностика работы.
9. Повышение квалификации.
10. Конкурсы, игры, тренинги.

 

-беседы;   собеседования;
-тренинговые занятия;
-встречи с опытными учителями;
-открытые уроки, внеклассные мероприятия;
-тематические педсоветы, семинары;
-методические консультации;
-методические бюллетени;
-взаимопосещение уроков;
-анкетирование, тестирование;
-участие в разных мероприятиях;
-прохождение курсов, посещение семинаров.



12.Смета расходов


Смета расходов

Сумма

1
2

 

 

3.
 4.
 5.

 6
7.
8.

Приобретение методической литературы
Организация конкурсов:
1.Конкурс разработок уроков;
2.Конкурс “Мои первые уроки ”;
3.Конкурс “Вместе после уроков ”
4.Конкурс “Портфолио учителя ”;
Семинары  с выездом в другую школу.
Фестиваль открытых уроков молодых учителей.
 Стимулирование работы молодых учителей: премии, ежемесячная доплата (20% )
Издание брошюры молодых учителей.
Приобретение канцтоваров
Оплата путевок в «Школу педагога» (Алханай)

15 000
10 000

 

 

 5000
2000
180000

4000
4000
15000

 

Итого

235 000


13. План работы «Школы молодого учителя»
первого года обучения


Мероприятия

сроки

ответственные

Ознакомление с должностной инструкцией учителя

Август-сентябрь

Директор школы

Занятие 1.
1. Круглый стол: Легко ли быть молодым учителем…
2. Консультация:  Знакомство с локальными нормативными актами школы.
3. Микроисследование «Мои возможности и трудности»

сентябрь

Бугаева О.А. – психолог школы

ЗДУВР – Балагурова Н.М.

Посещение уроков молодых специалистов: диагностика возможностей педагогов в обучении, воспитании, проведении экспериментальной работы.

Сентябрь- октябрь

Администрация школы

Инструктаж по заполнению классных журналов

сентябрь

ЗДУВР – Балагурова Н.М

Работа наставников молодых педагогов: рабочие программы по предметам

сентябрь

 

Занятие 2.

  1. Открытый урок русского языка в 6 классе. Цель: методы, формы и приемы организации учащихся на уроке.
  2. Самоанализ урока

сентябрь

ЗДУВР – Балагурова Н.М.

Дополнительное образование: планирование работы кружка. (индивидуальная работа)

 

Полухина Р.В. -ЗДВР

Занятие 3.
1. Практикум по разработке поурочных планов.  Изучение методических разработок «Как подготовить современный урок?», «Конспект урока».
2. Обмен мнениями по теме «Факторы, которые влияют на качество преподавания».

октябрь

Солодовникова Н.В. – эксперт краевой аттестационной комиссии

Посещение молодыми педагогами уроков наставников

октябрь

 

Занятие 4.

  1. Открытый урок чтения во 2 классе.

Цель: целеполагание, формирование УУД.

  1. Самоанализ урока

октябрь

ЗДУВР – Банщикова Л.П., учитель-наставник

Выбор темы самообразования

ноябрь

 

Занятие 5.
1. Лекция «Методы изучения личности ученика и классного коллектива».
2. Практикум «Психологический анализ урока и внеклассных мероприятий».
3. Изучение методических разработок «Требования к анализу урока и внеклассного мероприятия».
4. Обмен мнениями по теме «Факторы, которые влияют на уровень воспитанности школьников».

ноябрь

ЗДВР – Полухина Р.В.

 

Бугаева О.А. - психолог

Занятие 6.

  1. Открытый урок математики в 6 классе.

Цель: целеполагание, формы организации познавательной деятельности учащихся
Самоанализ урока

ноябрь

Стрельникова О.А. – руководитель МО точных наук, учитель-наставник

Занятие 7.
1. Лекция «Эффективность урока - результат организации активной деятельности учащихся».
2. Практикум «Постановка целей обучения».
3. Обмен мнениями по текущим проблемам.

декабрь

ЗДУВР – Балагурова Н.М.

 

Индивидуальные консультации

В течение года

ЗДУВР, наставники

Занятие 8.

  1. Открытый урок географии в 8классе.

Цель: целеполагание, формы организации познавательной деятельности учащихся

  1. Самоанализ урока

декабрь

Баранникова Н.Г. – учитель - наставник

Занятие 9.

  1. Типология уроков
  2. Организация исследовательской деятельности с учащимися.

январь

ЗДУВР – Балагурова Н.М.

Занятие 10.
1. Практикум «Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации различных видов урока».
2. Тренинг «Твое оригинальное начало урока».

февраль

ЗДУВР – Банщикова Л.П.

Неделя открытых уроков: пробуем свои силы. (В рамках Фестиваля открытых уроков, номинация «Мои первые уроки»)
Тренинг: самоанализ урока.

февраль

Молодые педагоги

Занятие 11.
1. Лекция «Психолого-педагогические требования к проверке, учету и оценке знаний учащихся».
2. Практикум «Планирование учета знаний, умений и навыков».
3. Изучение методической разработки «Формы контроля знаний, умений и навыков».

март

Бугаева О.А. – психолог школы

Занятие 12.

  1. Практикум: Разработка сценария нестандартного урока

апрель

ЗДУВР – Балагурова Н.М.

Занятие 13.

  1. Тренинг: анализ деятельности учителя.
  2. Анализ работы «Школы молодого учителя».

Май

ЗДУВР – Балагурова Н.М.

План работы «Школы молодого учителя»
второго года обучения


Мероприятия

сроки

ответственные

Занятие 1.
1. Круглый стол «Психолого-педагогическая культура учителя - основа гуманизации учебно-воспитательного процесса».
2. Практикум «Цель урока и его конечный результат».
3. Обмен мнениями по проблемам, с которыми приходится сталкиваться молодым учителям

сентябрь

Балагурова Н.М.

Занятие 2.
1. Круглый стол «Использование новых информационных технологий в учебном процессе».
2. Практикум по планированию различных этапов урока.
3. Обмен мнениями по проблемам, с которыми приходится сталкиваться молодым учителям.

октябрь

Коренева Н.Н.

Занятие 3.
1. Круглый стол «Формы организации познавательной деятельности учащихся».
2. Практикум «Анализ учителем особенностей индивидуального стиля своей деятельности, самоанализ урока».
3. Тренинг проблемных ситуаций.

ноябрь

Швец А.С.

Занятие 4.
1. Лекция «Психологические основы обучения одаренных и наиболее способных детей».
2. Практикум «Методика выявления одаренных детей».
3. Обмен мнениями по текущим проблемам работы молодых педагогов.

 

декабрь

Фефелова О.С.

Занятие 5.
1. Круглый стол «Изучение личности ученика в ходе учебного процесса и внеклассной деятельности».
2. Нетрадиционные формы изучения личности ученика (из опыта работы).
3. Практикум «Методики изучения личности ученика».

январь

 

Щеголева В.Ю

Занятие 6.
1. Круглый стол «Психологические особенности учащихся различного возраста и учет их индивидуальных особенностей при планировании и проведении урока».
2. Практикум «Прогнозирование результатов педагогических действий учителя».
3. Обмен мнениями по текущим проблемам работы молодых педагогов.

февраль

Бугаева О.А., Швец А.С.

Занятие 7.
1. Круглый стол «Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии».
2. Практикум «Организация исследовательской работы учащихся, оформление работ, подготовка к выступлениям и защите проектов».

 

март

Балагурова Н.М.

Занятие 8.
1. Круглый стол «Психологические проблемы повышения эффективности педагогического взаимодействия учителя и ученика».
2. Практикум «Разрешение конфликтных ситуаций в ходе образовательного процесса».

 

апрель

Психолог и социальный педагог

Занятие 9.
1. Подведение итогов работы «Школы молодого учителя».
2. Выступления молодых учителей с информацией о своих проектах. Конкурс «Портфолио учителя».

май

 

План работы «Школы молодого учителя»
третьего года обучения.

Мероприятия

сроки

ответственные

Занятие 1.
1. Круглый стол «Психолого-педагогические основы совершенствования профессиональной деятельности учителя».
2. Обмен мнениями по теме «Качества, необходимые учителям».

сентябрь

Бугаева О.А. – психолог школы

Занятие 2.
1.«Индивидуальный стиль деятельности учителя как важнейшее условие формирования эффективности педагогического труда».
2. Микроисследование «Каков твой стиль педагогической деятельности?»

октябрь

Коренева Н.Н.

 

 

Балагурова Н.М.

Занятие 3.
1. Физическое и психическое здоровье учителя и ученика - залог их творческой активности.
2. Обмен мнениями по проблеме «Домашнее задание: как, сколько, когда?»

ноябрь

Макушева Е.В. – медработник

Занятие 4.
1. Коррекция взаимоотношений в педагогической среде.
2. Практикум по проблеме «Разрешение конфликтов».
3. Изучение памятки «Опорная схема анализа конфликтной ситуации».

декабрь

Психолог Бугаева О.А.

 

Асташова Н.В. – социальный педагог школы

Занятие 5.
1. Круглый стол «Требования к квалификации педагогических работников при присвоении им квалификационных категорий».
 2. Конструирование урока

январь

Солодовникова Н.В. – учитель ВКК, эксперт

Занятие 6.
1. «Методика организации коллективных способов обучения».
2. Практикум «Работа учащихся в парах сменного состава».

февраль

 

Шестакова Е.Н.

Занятие 7.
1. Лекция «Профессионально значимые личностные качества учителя».
2. Диагностика профессиональных качеств учителя в процессе педагогической деятельности.

март

Балагурова Н.М. -ЗДУВР

Занятие 8.
Самоанализ и анализ открытых уроков молодых педагогов

апрель

Балагурова Н.М.

Занятие 9.
1.Подведение итогов работы школы за год.
2.Анализ деятельности учителя

май

Балагурова Н.М.

14. Риски проекта: финансовая нестабильность  при выплате заработной платы; психологический климат в коллективе, отсутствие собственного жилья.
15. Ожидаемые  результаты: систематически проводится разносторонняя целенаправленная методическая работа с молодыми учителями, молодые учителя проходят адаптационный период уверенно, повышают уровень профессиональной подготовки, убеждаются в правильном выборе своей профессии,  неимеющие учительской специальности поступают в ЗабГУ,  и получают специальное образование для продолжения педагогической деятельности.
16.  Перспективы дальнейшего развития проекта.
В дальнейшем выходить на сетевую связь с другими школами, проводить  с ними методические мероприятия, привлекать  опытных учителей школ в организации работы ШМУ. По этому проекту любая школа может проводить работу методической службы школы для  повышения квалификации  молодых учителей.

Литература:

1.Агеева И.А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы.
2. Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения.
3. Наставничество как форма повышения профессионального мастерства
     Учителя.// Завуч.- 2007.- № 6.- с. 54.
4.Молодой учитель в школе.// Завуч.- 2004.- № 3.- с. 129.
5.Первые уроки начинающего учителя.// Завуч.- 2004.- № 5.- с. 121.
6.Диагностика педагогического мастерства учителя в условиях модернизации содержания образования.// Завуч.- 2006.- № 5.- с. 15.
7.Мониторинг профессионального мастерства педагогов.
     // Завуч.- 2008.- с. 39.
8.Оценка педагогического труда // Учитель в школе.- 2009.- № 2.- с. 67.
9.     Портфолио как средство мониторинга профессионального развития педагога. // Практика административной работы.- 2006.- № 8.- с. 29,31.
10.Модель организации работы с молодыми специалистам в Центре Лечебной Педагогики и Дифференцированного обучения «Наш Дом» Исполнитель: Синяк Елена Анатольевна – зам директора по УВР. - Москва 2011
11.Сакович Н. Сказочная инициация в профессию. Тренинг с молодыми учителями // Школьный психолог. – 2005. - № 19. – С. 46 – 47.

  1. Федотенко И.Л. Молодой учитель и его старшие коллеги: два взгляда на одну проблему // Директор школы. - 1997.  - № 4. - С. 18 - 24. 
  2. Шадура А. Тренинг развития профессиональных навыков. Профессиональная позиция // Школьный психолог. – 2007. - № 3. – С. 32 – 38.